Критические новости о христианстве.

Автор Атеист, 31 декабря 2013, 03:31

« назад - далее »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Sars

На предстоящем крестном ходе по Невскому проспекту верующие продемонстрируют «силищу» РПЦ, заявил епископ Кронштадтский Назарий. Демонстрировать будут заморским недругам — президенту США Дональду Трампу и Вселенскому патриарху Варфоломею, строящим козни из Вашингтона и Стамбула соответственно.

«Такие мероприятия должны показать всем, что Петербург — город западный, но он остается православным. И если пройдет вот такая силища, как крестный ход, то мы покажем всему миру, что церковь у нас жива, что церковь представляет огромную силу и огромную часть нашего общества», — предался прилюдным мечтаниям епископ.

Также отец Назарий публично опроверг отделенность церкви от государства на том основании, что «люди у нас одни».

«Нет отдельно церковных [людей], отдельно государственных», — пояснил он свою позицию и заодно принес извинения за перекрытие Невского проспекта — правда, в довольно полемической форме: «Когда люди стоят 3-4 часа в пробках каждый день- это нормально. А когда на час-два перекрывают Невский, то сразу идет волна возмущения. Мы, конечно, приносим извинения за причиненные неудобства, но у многих просто непонимание важности этого праздника и крестного хода».

Крестный ход состоится в среду, 12 сентября. Начнется он в 11:00 у Казанского собора, а завершится на площади Александра Невского ближе к 14:00.


Снежинка

Цитата: Sars от 10 сентября 2018, 23:08На предстоящем крестном ходе по Невскому проспекту верующие продемонстрируют «силищу» РПЦ, заявил епископ Кронштадтский Назарий. Демонстрировать будут заморским недругам — президенту США Дональду Трампу и Вселенскому патриарху Варфоломею, строящим козни из Вашингтона и Стамбула соответственно.
Это когда лучшие заморские друзья стали недругами?
Клинтон приезжал на отпевание к своему закадычному другу Ельцину. Благодаря этой дружбе разделили Русь. Покончили со злейшим врагом православия - коммунистами. Ельцин согласовывал должность Путина устраивавшую демократов.
https://www.dw.com/ru/%D0%B2-%D1%81%D1%88%D0%B0-%D0%BE%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%88%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D1%83-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%81-%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%BE-%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B5/a-45300019

ЦитироватьВ США опубликовали расшифровку разговора Ельцина с Клинтоном о Путине
Борис Ельцин в разговоре с Биллом Клинтоном называл Владимира Путина демократом, а также жестким и надежным человеком с внутренним стержнем.
Путин объединил РПЦ и РПЦЗ.
Что изменилось в мировоззрении кроме тлго что священнослужителей "укусила" ныне законная  угроза захвата храмов?
Где их проповедование послушание высшим властям?
Начинать надо с себя, а не подставлять народ на крестные ходы и проливать кровь ради этих храмов.


Gorkiy_M

Хорошо подмечено:

Церковь судят по законам идеала "а ну-ка предоставьте нам вашу безгрешность!" как раз ее записные критики(с)..

Sars


Sars


Nikita Krichevskiy с Никитой Кричевским.
Вчера в 8:03 ·
Этот пост был опубликован в моем ТГ-канале Антискрепа (@antiskrepa) 30 октября прошлого года.

Патриарх Кирилл (Владимир Гундяев) по национальности мордвин-эрзя (финно-угорская группа). В РПЦ уже был патриарх эрзя - Никон (Никита Минин), повинный в Расколе русского социума, начавшемся в 1653 году.

Помимо православия эрзяне исповедуют эрзянскую национальную веру, то есть по факту являются язычниками (многобожниками, политеистами), безуспешную борьбу с которыми более тысячи лет ведёт та самая РПЦ, ныне возглавляемая финноугром-эрзей.

Другой интересный момент. Среди эрзян встречаются молокане (старообрядцы), с которыми РПЦ сражается ровно 350 лет. Для справки: Кирилл был резко против приема президентом старообрядческого митрополита Корнилия, а также посещения Гарантом Рогожской слободы в Москве, центра российского старообрядческого поповства.

Ещё один известный мордвин (правда, мокша) - экс-губернатор Мордовии, а после - Самарской области Николай Меркушкин. К слову, при нем в Саранске открыли эпический памятник Никону. Ныне Меркушкин является спецпредставителем президента по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов. Утверждают, что после отставки Меркушкин не ушёл в забытье во многом благодаря своему земляку-иерарху.

К чему этот пост? Ни к чему. Так, занимательное религиоведение

Sars

Прихожане РПЦ не смогут молиться в храмах на Афоне‍

Верующие Русской православной церкви (РПЦ) после прекращения евхаристического общения с Константинопольским патриархатом больше не смогут причащаться и участвовать в богослужениях в храмах этого патриархата, в том числе на горе Афон в Греции. Об этом сообщает «РИА Новости» со ссылкой на заместителя председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Николая Балашова.


«За отказ следовать такого рода запретам для духовенства предусмотрены наказания (прещения), а для мирян — покаяние на исповеди в непослушании Церкви», — рассказал «Интерфаксу» секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук. Собеседник агентства отметил, что кроме священных мест на греческой горе Афон верующим РПЦ нельзя будет молиться в храмах на Крите, Родосе и других островах Додеканеса в юго-восточной части Эгейского моря, а также в Стамбуле и Анталье.

Ранее РПЦ на заседании Священного синода в Минске объявила о прекращении церковных отношений с Константинополем «в связи с посягательством Константинопольского патриархата на каноническую территорию Русской церкви». Заявление РПЦ стало ответом на решение синода Константинопольского патриархата предоставить автокефалию церкви на Украине и вывести Киевскую митрополию из-под управления Московского патриархата. Киевский патриархат решил также снять анафему с руководителей двух неканонических церквей на Украине — Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви.

https://www.vedomosti.ru/politics/news/2018/10/16/783771-rpts?utm_medium=Social&utm_source=Facebook&fbclid=IwAR05w5-ilFyc90WQ5xQGtISb0mtRttWLXVCrmwPdQ1bVSf4vZ5hF5Tv9JS8#_

Red Chief

Цитата: Sars от 17 октября 2018, 23:03Прихожане РПЦ не смогут молиться в храмах на Афоне‍
Паны дерутся, а у холопов чубы трещат (с)

Эскалатор

Цитата: Red Chief от 18 октября 2018, 15:07
Паны дерутся, а у холопов чубы трещат (с)
Херасе, холопы  :blink:

Руководство «Единой России» уехало молиться на Афон накануне запрета РПЦ

Секретарь Генерального совета партии Андрей Турчак и его заместитель, депутат Госдумы Евгений Ревенко на неделю уехали молиться на Афон, рассказали Дождю собеседники в партии. Ревенко написал заявление на отпуск за свой счет, рассказали в Думе (сейчас там идет пленарная неделя, депутаты обязаны посещать заседания нижней палаты парламента).

Еще в понедельник Русская православная церковь (РПЦ) уведомила своих прихожан, что они не смогут молиться и причащаться в храмах на горе Афон из-за разрыва отношений между Московским и Константинопольским патриархатами.

«Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями», — заявилпресс-секретарь пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков (цитата ТАСС). Он уточнил, что не стал бы называть решение синода РПЦ о разрыве отношений с Константинополем «новым Великим расколом». Афон (или Святая гора) — сообщество 20 православных монастырей, которое находится в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха, в этих храмах могут молиться только мужчины любого вероисповедания, получившие специальное разрешение.
Ревенко был недоступен. Он написал заявление на отпуск за свой счет на вторник и среду, подтвердили Дождю во фракции.

Пресс-секретарь Турчака не ответил на звонки корреспондента Дождя. Собеседник в партии сообщил Дождю, что Турчак каждый год ездит на Афон, и сейчас праздник (православные отмечают Покров Пресвятой Богородицы. — прим.). Ранее в партии Дождю говорили, что Турчака не будет неделю.

Турчак уехал еще до объявления РПЦ о разрыве отношений с Константинополем. В воскресенье, 14 октября, в его инстаграме была опубликована фотография с Афона.


Несмотря на то, что принципы жизни российской элиты далеки от высоких принципов афонского монашества, российские политики частые гости на Святой горе.

Кроме Якунина паломничество на Афон совершали и другие влиятельные российские государственные деятели, например генеральный прокурор Юрий Чайка, где он «духовно заряжается».

«Описать это место невозможно, там надо побывать», — рассказывал Чайка в интервью «РГ».

Среди тех, кто успел «духовно зарядиться» на Афоне, были известный своей религиозностью глава Минюста Александр Коновалов, министр обороны Сергей Шойгу и глава Императорского православного общества, экс-премьер Сергей Степашин. Попечителем Русского афонского общества является губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

ЧАТланин



Киря "топит" за Империю, а его жестко парафинят!

Sars

Так скажу - не болгарам киздить о патриархах РПЦ.

Gorkiy_M

Цитата: Sars от 04 ноября 2018, 16:18
Так скажу - не болгарам киздить о патриархах РПЦ.

Я смотрю, не только Киря "топит".. :cheesy:

Sars

Цитата: Gorkiy_M от 04 ноября 2018, 16:22
Я смотрю, не только Киря "топит".. :cheesy:

В данном вопросе гражданин Гундяев прав  :pardon:

Gorkiy_M

Цитата: Sars от 04 ноября 2018, 16:25
В данном вопросе гражданин Гундяев прав  :pardon:
Возможно ты единственный неглупый язычник...понимающий, что враг русского православия - враг России...Хотя я все таки склоняюсь к версии "попутчика", подыгрывающего северным дружбанам, а на самом деле нормальный человек, мечтающий на старости лет загнивать в старушке Европе... :good:

Volk


Sars


ЧАТланин

ЦитироватьНа Кубани священника отстранили от службы из-за обвинений в домогательствах. В качестве наказания его отправили на семь лет в монастырь. Данное решение было принято на заседании совета Ейской епархии, пишет Лента. Ру. Речь идет о настоятеле храма апостола Иоанна Богослова станицы Кущевской, который известен в миру как Юрий Пальчиков. О том, что 20-летний алтарник этого храма Даниил Федотов получает от священника сообщения гомосексуального характера, рассказал православный видеоблогер иерей Георгий Максимов. Он также обнародовал скриншоты переписки и аудиозапись разговора настоятеля с юношей. В ходе диалога священник предлагал Федотову выключить свет и «посидеть с ним рядышком», а также спрашивал о приставаниях и предлагал «осуществить акт покупки». По словам блогера, алтарник был не единственным, кто повергся подобному вниманию со стороны Пальчикова, но обнародовать доказательства и обратиться в епархиальный суд решился только он. Стоит отметить, что после этого Федотову поступали угрозы и от настоятеля, и от прихожан храма. Ему пришлось покинуть Кущевку после того, как его избил двоюродный брат Пальчикова. Согласно решению Ейской епархии, священнику «за поведение, порочащее священный сан и вносящее соблазн в среду верующих», предстоит провести семь лет в мужском монастыре, где он будет послушником. Быть священнослужителем и давать благословение в этот период он не сможет. 'Использована информация юридической социальной сети https://www.9111.ru'

Sars

Странно, их бог за подобное уничтожил Содом и Гомору, а тут пидару всего 7 лет монастыря.

Volk

Цитата: Sars от 20 ноября 2018, 17:22
Странно, их бог за подобное уничтожил Содом и Гомору, а тут пидару всего 7 лет монастыря.
не все так просто))))

В то же время, в Библии прямо не указано, что Бог уничтожил Содом и Гоморру именно за грех гомосексуализма.
В Книге пророка Иезекииля находим:
Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала.
И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их.

Volk

Российские психиатры признали чувство «единения с Богом» признаком психического расстройства

Соответствующее заключение подписано специалистом по клинической психологии министерства здравоохранения Омской области Д.В. Четвериковым и врачом-психиатром-психотерапевтом-наркологом Д.Ю. Коломыцевым.

Их заключение понадобилось слугам кесаря для того, чтобы уничтожить очередных конкурентов ЗАО РПЦ. На этот раз речь идёт о баптистах-пятидесятниках. Акт карательной психиатрии лёг в основу обвинений по ст. 239 (cоздание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан) и ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Как «измененное состояние сознания» эксперты расценили рассказы прихожан о чувстве «просветления», «единения с Богом» и «прикосновения Святого Духа», которые посещали их в церкви. Рассказы верующих о том, как приход в церковь помог им отказаться от употребления наркотиков и алкоголя Четвериков и Коломыцев истолковали как подтверждение смены химической зависимости на нехимическую. Несколько человек, проходивших по делу как свидетели, были признаны потерпевшими, хотя никто из «потерпевших» за помощью не обращался.

Не вполне понятно, следует ли понимать это заключение так, что православные верующие не нуждаются в единении с Богом. Или психиатры должны сделать следующий логический шаг и признать популярную аббревиатуру ПГМ официальным диагнозом.

ссылка

Sars

Лавров: присутствие христиан на Ближнем Востоке сокращается из-за ложных ценностей

Глава МИД РФ отметил, что высокую цену за эти незаконные и одновременно недальновидные шаги платит мировое сообщество

РИМ, 23 ноября. /ТАСС/. Стремительное сокращение присутствия христиан на Ближнем Востоке является следствием навязывания народам региона чуждых им ценностей. Об этом заявил в пятницу министр иностранных дел России Сергей Лавров на международной конференции "Средиземноморье: римский диалог".

"Стремительно сокращается вплоть до полного исчезновения христианское присутствие в ряде стран, где испокон веков в мире и согласии жили представители различных конфессий, - отметил он. - Это прямой результат действий по навязыванию народам Ближнего Востока и севера Африки чуждых им ценностей и рецептов".

По его словам, высокую цену за эти незаконные и одновременно недальновидные шаги платит мировое сообщество. "В том числе и те государства, которые, грубо нарушив зафиксированные в Уставе ООН фундаментальные принципы международной жизни, спровоцировали хаос и анархию на обширных ближневосточных пространствах, - продолжил глава МИД РФ. - Складывается, однако, впечатление, что уроки трагедий Ирака, Ливии, Сирии так и не усвоены".

Перед началом выступления министр вызвал живую реакцию зала коротким заявлением о том, почему он решил обратиться к присутствующим на английском языке, а не на русском. "Русскоязычные СМИ сейчас не очень популярны в Европе", - коротко заметил Лавров, и собравшиеся по достоинству оценили его иронию.

https://tass.ru/politika/5828884?utm_source=twitter.com&utm_medium=social&utm_campaign=smm_social_share&utm_content=24622996

Лаврова из стороны в сторону качает.  Какие христиане на ближнем Востоке ?  Они туда пришли с огнём и мечом из Европы.

Борьба Саллах Ах Дина в третий крестовый поход чего стоила.

Sars

Якутского священника посадили на 17 лет по 87 эпизодам сексуального насилия над детьми. Местная епархия «поднимет вопрос» о лишении иеромонаха Мелетия сана
Иеромонах Мелетий из Свято-Иннокентьевской православной гимназии в Якутске признан виновным в насилии над детьми. В деле 87 эпизодов.

Как сообщает издание SakhaDay, дело священнослужителя Мелетия (в миру Андрей Ткаченко) 28 ноября рассматривал Хангаласский районный суд. Его признали виновным в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении лиц, не достигших 14-летнего возраста. Ткаченко приговорили к 17 годам колонии, обязали выплатить компенсацию морального вреда и пройти лечение у психиатра.

Якутская епархия выпустила в связи с приговором заявление, в котором «информирует, что по результатам апелляций в суды высших инстанций будет поднят вопрос о лишении сана упомянутого клирика».

https://www.fontanka.ru/2018/11/28/133/


ЧАТланин

Какие ВЕСЬМА любопытные выводы суда:
ЦитироватьСуд посчитал, что участники встречи «публично выражали свое мнение относительно вероучения», а их «действия создавали опасность общественному порядку»:

«Открытая демонстрация религиозных убеждений может раздражать или оскорблять тех, кто исповедует иную религию или не исповедует никакой религии, а следовательно, этим создавалась потенциальная опасность причинению ущерба нравственному и физическому здоровью граждан».

тут полностью

Sars

Жаль что у нас не прецедентное право

Volk

К вопросу тех, кто не понимает, как Русь крестили

Насильственная христианизация мордвы // Терюшевское восстание / 1743-1745
Спойлер

Процесс христианизации мордовского народа был сложным, длительным и противоречивым, сопряженным с другим исторически гораздо более широким и многозначительным процессом присоединения мордовского народа к Российскому государству и последующего его развития в составе России. «Обращение в христианство было одной из важных мер национально-колониальной политики царского самодержавия, предпринятой для укрепления власти среди народов Поволжья, ее идеологического обоснования»

Христианизация мордвы как полноценный процесс началась в XVI в. Началом этого века датируются первые письменные свидетельства о проникновении христианства в среду мордовского народа. Приобщение мордвы к христианству было сопряжено с рядом трудностей. Христианство в ряде случаев вводилось насильственными методами: «водружение здесь (среди народов Поволжья) креста, особенно же привитие православия к коренным не может свершиться вдруг, тем более без сопротивления и борьбы со стороны недавно покоренных буйных иноверческих племен» Эта борьба была интенсивной (волнения, восстания)

Нельзя не отметить коммуникативные трудности христианизации. «Христианизация шла медленно и трудно, что, естественно, не радовало миссионеров, по этой причине они склонялись к необходимости для более основательного внедрения в мордовскую среду православия использовать родной язык». Создавались миссионерские школы, в которых обучались представители нерусских народов, в частности, мордва. Задачей этих школ было воспитание миссионеров из мордовского народа.

С XVI в. на территории мордвы начали воздвигаться православные монастыри и церкви. Царское правительство наделяло их пахотными, лесными, водными угодьями и приписывало к ним целые мордовские поселения. Монахи крупных монастырей центра буквально по следам русского войска, разгромившего Казанское ханство, через Шацкий, Арзамасский, Темниковский; Алатырский уезды, населенные мордвой, устремились в «подрайскую землицу», захватывая лучшие угодья. Крупнейшими монастырями на мордовских землях были Пурдышевский, Санаксарский, Саровский и др. Одной из главнейших задач, поставленных перед ними, было утверждение мордвы в христианской вере29.

Столкновения светских и церковных властей с «иноверцами» на почве христианизации носили порой весьма ожесточенный характер.. Так, в 1656 г. в Шацком уезде был убит архиепископ рязанский Мисаил, прибывший туда с царской грамотой, с государевыми служилыми людьми «мордву и татар во крещение приводити» 30.

16 мая 1681 г. царь Федор Алексеевич подписал указ о предоставлении льгот мордве в случае крещения («А как они крестятся, и им во всяких податях дано будет льготы на шесть лет» 31). Немалое число мордвы польстилось на льготы и крестилось, но едва удалялись священники и пристав, как новокрещеные снимали с себя кресты и продолжали жить по-старому. Спустя пять лет вышел новый указ царского правительства, в котором говорилось о том, что новокрещеная мордва «в христианской вере не тверда, в церкви божий не приходит и отцов духовных у себя не имеет» 32.

В 1740 г. в Казани была учреждена Контора новокрещенских дел, призванная ускорить христианизацию на территории Казанской, Нижегородской, Воронежской и Астраханской губерний. В указе царского правительства от 11 сентября 1740 г. об отправлении архимандрита Д. Сеченова, назначенного главой конторы, в эти губернии, повелевалось давать новообращенным льготы от податей на три года, освобождать их от рекрутской повинности, от работы на казенных заводах, «давать каждому по кресту медному, что на персях носят, весом каждый по пяти золотников, да по одной рубахе с порты, и по сермяжному кафтану с шапкою, и рукавицы, обуви чирики с чулками, а кто познатнее, тем при крещении давать кресты серебряные по четыре золотника, кафтан из сукон крашеных, какого цвета кто похочет, ценою по 50 копеек аршин, а вместо чириков сапоги ценою в 45 копеек, женскому полу волосники и очельники, по рубахе холщовой. Да от денег, мужескому полу, кои от рождения выше 15 лет, по рублю по 50 копеек, а от 10 до 15 лет — по рублю, а кои ниже 10 лет, тем — по 50 копеек»33.

Намного ухудшилось положение тех, кто несмотря на подачки, не хотел креститься, ибо все повинности и подати крестившихся в льготные годы было приказано «взыскивать на оставшихся в тех местах некрещеных иноверцах».

В 1744 г. в челобитной, адресованной императрице Анне Иоанновне, мордовские «прявты» (выборные старосты.— Н. М.) деревень Романиха и Ключиха Терюшевской волости Нижегородского уезда Данила и Живайка Цанаевы от имени «всей той волости мордвы» просили не подвергать их насильному крещению, отозвать из волости прибывшего туда епископа Нижегородского Дмитрия (Сеченова.— Н. М.) с протопопами, попами и солдатами, который не желавших креститься арестовывал, держал под крепким караулом в кандалах и колодках, бил мучительски, смертно, привязав к столбам, и в купель окунал связанных и кресты надевал на связанных. Однако принудительное крещение продолжалось, а за содействие мордве в составлении указанной челобитной солдата Преображенского полка Григория Зубкова по императорскому указу было повелено бить «при полку нещадно батогами, дабы впредь другие того чинить не дерзали» 34.

Так начиналось Терюшевское восстание мордвы 1743—1745 гг., возглавленное Несмеяном Кривовым и Пумрасом Семеновым. Понимая, какую опасность оно представляет, епископ Нижегородский и Алатырский Дмитрий просил Синод быстрее подавить его, ибо «протчих мест новокрещеные народы... мордва, и черемисы, и чуваша вси от того возмутятся и воссвирепеть могут» 35.

Прибывшие войска действительно скоро и жестоко подавили восстание, а его предводителя Несмеяна Кривова «за снятие с себя креста и за расколотие святые иконы», и за то, «что он во всем был первой возмутитель и заводчик», Правительствующий Сенат приговорил «зжечь при собрании всей Терюшевской волости новокрещеных и некрещеных мордвы при селе Сарлее, при котором собрание и на преосвященного Дмитрия нападение от мордвы было». «Учинить смертную казнь» повелевалось и другому лидеру этого восстания, бурмистру деревни Клеиха Пумрасу Семенову «за возмущение мордвы». Остальные руководители и повстанцы «в страх другим» были биты кнутом и плетьми 36.

Протест не только мордвы, но и других народов Среднего Поволжья против христианства, как религии, насильственно внедряемой в народ царизмом, иногда облекался в религиозную форму: отказ от принудительно навязанного православия, возврат к «язычеству», но вместе с тем имели место попытки как-то трансформировать старую языческую веру, чтобы можно было эффективнее противопоставить ее православию.

Один из ярких эпизодов такого реформаторства связан с движением мордвы той же Терюшевской волости, проходившем в 1808—1810 годах. Возникнув как обычное крестьянское сопротивление помещичье-крепостному гнету (отказ от барщинных работ), оно затем превратилось в религиозно-реформаторское движение. Возглавил его местный же крестьянин — житель деревни Большое Сеськино, принадлежавшей графине Сен-Приест, Кузьма Алексеев. Мордовские крестьяне указанной волости стали собираться в лесах на общие моления — озксы, проводившиеся, как докладывал нижегородский губернатор А. М. Руновский министру внутренних дел князю А. В. Куракину, «по древнему их идолопоклонническому мордовскому заблуждению». На этих мольбищах К. Алексеев объяснял крестьянам, что они должны быть свободными, не должны принадлежать помещикам и выплачивать оброк, что «Христа больше нет, не будет больше и христианской веры», что скоро «прежняя их мордовская вера возвысится, а христианская упадет»37.

Царское правительство жестоко расправилось с крестьянским движением. Его руководитель с семью наиболее близкими «сообщниками» был арестован и предан военно-полевому суду, который приговорил Кузьму Алексеева к сечению плетьми, вырезанию ноздрей, наложению клейма на лбу и щеках и к ссылке на поселение в Иркутскую губернию. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин лично объезжал волость, совместно с помещиками и полицией назначал к каждой десятидворке новокрещен смотрителей, получивших приказание «наблюдать, дабы живущие в оных препорученных им дворах новокрещены не исправляли никакого моления по мордовским обрядам, а молились бы по-христиански» 38.

Иерархи русской православной церкви объявляли «грехом» житейские контакты русских крещеных крестьян с некрещеной мордвой, накладывали на них церковное табу. Однако жизнь вносила свои коррективы. Складывание широкой экономической общности в рамках единого всероссийского рынка, единой системы товарно-денежных отношений, отсутствие каких-либо принципиальных отличий в уровне развития крестьянского хозяйства мордвы и русских, смешанное расселение, возникавшее по мере миграции русских в мордовские земли, совместная борьба против угнетателей внутри страны, как и совместная защита ее от внешнего нападения, участие мордвы в качестве спутника русских в освоении других земель способствовали выработке добрососедских отношений. Очень примечательна в этой связи одна из русских пословиц, записанная молодым Н. А. Добролюбовым в середине прошлого века в Нижегородской губернии: «С боярами знаться честно, с попами свято, а с мордвой хоть грех, да лучше всех» 39.

Неоднократные попытки православного духовенства наложить церковный запрет на повседневные связи русского крещеного крестьянства с мордвой еще не крещеной оказались безуспешными, были обречены на провал. Как доносил в Синод епископ Нижегородский и Алатырский Дмитрий, «неученые христиане (русские крестьяне.— Н. М.) при их (мордвы.— Н. М.) бесовских игралищах приходят обществом и скверным их жертвам приобщаются, пьют и едят с ними заедино»40.

Некоторые наиболее дальновидные миссионеры предлагали поощрять браки новокрещен с русскими, о чем, в частности, писал в Правительствующий Сенат 5 июня 1733 г. архиепископ Казанский и Свияжский Илларион, отмечавший, что «за русскими никого из оных (новокрещенок народов Поволжья.— Н. М.) не имеется»41. Принятие православия хотя и облегчило браки мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей с русскими, зато еще более затруднило их с мусульманскими народами — их соседями (татарами, башкирами), ибо губернаторам и воеводам на местах не раз повелевалось «смотреть накрепко», чтоб «махометане мордву, чувашей, черемис, вотяков и протчих тому подобных иноверцев в свою веру не превращали и не обрезывали» 42.

Не удовлетворяясь данными указаниями, казанский губернатор граф Платон Мусин-Пушкин по доношению того же архиепископа Иллариона от 20 октября 1732 г., в свою очередь, настаивал перед Правительствующим Сенатом на принятии новых ограничений, направленных против распространения мусульманства. «Також запретить надлежит,— предлагал он,— чтоб магометане чувашских, черемисских, мордовских и вотяцких вдов и дочерей девок под смертною казнью в замужество за себя не брали» 43.

Мордва и чуваши, марийцы и удмурты, так или иначе приобщаясь к православию, становились ближе и между собой, и к русским, другим народам России, исповедовавшим православие. И хотя православие у поволжских народов не зашло так глубоко, чтобы идентифицироваться, отождествиться с их этническим самосознанием, как у русских (русский — православный), тем не менее было бы неверно утверждать, как это иногда делается, что будто христианизация их носила чисто формальный характер.

Однако даже система Ильминского, несмотря на явное миссионерско-русификаторское содержание, внедрялась крайне непоследовательно,- поскольку преподавание на инородческих языках казалось царским властям занятием опасным. Например, член Ученого комитета Министерства народного просвещения Георгиевский в 1867 г. утверждал, что нельзя учить инородцев на родном языке, ибо это «может послужить к пробуждению племенного самолюбия и уважения к собственному языку». На страницах «Журнала Министерства народного просвещения» при обсуждении вопроса об образовании инородцев было высказано такое суждение: «...язык — это народ: утвердите язык письменностью, дайте ему некоторую литературную обработку, изложите его грамматические правила, введите его в школу и церковь, и вы тем самым утвердите соответствующую народность, и доселе безразличную в отношении к языку массу инородцев, с явным даже влечением к усвоению русского языка, вы обратите в племя, которое будет дорожить своими особенностями и будет настаивать на своем обособлении» 52.

Как явствовало из циркуляра, направленного 23 мая 1870 г. министром народного просвещения графом Д. А. Толстым управляющему Казанским учебным округом М. Соколову, инородческие языки могли быть употребляемы в школах лишь «...по необходимости, как орудие при первоначальном обучении и развитии инородцев» 53. В свою очередь, разъясняя это положение, М. Соколов писал Н. И. Ильминскому 9 июня 1870 г., что оно не дает повода полагать, будто в инородческих школах будут учить инородческим языкам, которые не имеют ни грамматики, ни письменности, и изучение которых, в смысле изучения языка, немыслимо» 54.

Текст из Главы XIII. «Языческие верования мордвы и ее христианизация.» (Н. Ф. Мокший) Мордва: Историко-культур. очерки / Ред. кол.: В. А. Балашов (отв. ред.), В. С. Брыжинский, И. А. Ефимов; Рук. авт. коллектива академик Н. П. Макаркин.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995—624 с. — http://www.studmed.ru/balashov-va-mordva-istoriko-kulturnye-ocherki_9aafd594556.html

Терюшевское восстание 1743—1745 годов — восстание, происходившее в Терюшевской волости Нижегородского уезда Нижегородской губернии



[свернуть]